.
  
Вопросы реализации излишков урожая со своего виноградника или ориентация виноградника исключительно на рыночные сорта, при выращивании урожая, всегда волновали виноградарейлюбителей, а в наше время данные темы становятся особенно актуальными в связи со сложившейся экономической ситуацией в Украине. Основная категория виноградарей, серьёзно занимающихся выращиванием товарного винограда, это люди, в основном, пенсионного или пред пенсионного возраста и весомая прибавка к семейному бюджету, за счёт реализации урожая, для них весьма значима.
  
  
Тема оптимального подбора сортов винограда для рыночной реализации, почти философская, не однозначная, и раз и навсегда не решаемая. При подборе сортового состава виноградника, предназначенного для реализации урожая, необходимо учесть множество факторов и условий и отдельные из них носят динамический характер, т.е. они изменяются во времени и не могут являться чемто постоянным. Возьмём к примеру тенденции и приоритеты в вопросах изменения потребительского спроса на урожай винограда на рынке.

   
С появлением новых более вкусных, красивых, крупноягодных и крупногроздьевых сортов винограда, с оригинальной формой ягоды и привлекательной окраской, потребитель начинает отдавать предпочтение этим новейшим гибридным формам. Прошлые фавориты продолжают пользоваться спросом, но спрос на них по мере того как на рынке закрепляются новинки, медленно, но неуклонно начинает падать.

     Примером может служить новая гибридная форма винограда «Дубовский розовый», по информации виноградарей из Воронежской и Ростовской областей России, за этим виноградом на рынках выстраиваются очереди.
Есть конечно определённая категория покупателей с достаточно консервативными предпочтениями, если они однажды по достоинству оценили какой - то конкретный сорт винограда, то и в дальнейшем они более склонны отдавать предпочтения именно ему, экспериментировать и искать другой сорт они будут только тогда, когда сорт их приоритета окажется недоступным. Однако, это можно отнести к частному случаю и решающего влияния на общие тенденции изменения рыночного спроса он не оказывает.
     
Что нужно понимать под виноградным конвейером? Виноградный конвейер образуют сорта винограда с разными сроками созревания урожая от супер ранних до очень поздних, урожай которых сменяя друг друга по мере созревания, присутствует на потребительском столе весь виноградный сезон.

   
Имеется и небольшая группа сортов (Восторг белый и отдельные производные от него) которые обладают уникальной способностью сохранять урожай на кустах после его созревания длительное время и при этом не теряют своих вкусовых и товарных качеств. Т.е. эти гибридные формы винограда способны значительно расширить срок потребления виноградной продукции без необходимости высаживать гибридные формы винограда с разными сроками созревания урожая.
   
По поводу целесообразности высаживать Восторг белый на виноградниках в качестве рыночного сорта, до сих пор ведутся дискуссии, однако большинство опытных виноградарей придерживается мнения, что для современной ситуации на рынке виноградной продукции, данный сорт морально устарел и не способен конкурировать с новыми более крупноягодными и высокотоварными гибридными формами винограда.

   
По данным аналитиков, примерно один раз в десять лет сортовой состав виноградников любителей, которые отслеживают ситуацию на рынке посадочного материала винограда и занимаются совершенствованием сортового состава своих виноградников, полностью обновляется, причём процесс обновления и замены сортов ведётся в основном за счёт удаления старых неперспективных кустов и за счёт перепрививок, новыми сортами, расширение площадей виноградников обычно не происходит, т.е. количественный состав виноградника обычно за довольно длительный период выращивания этой культуры приводится к оптимальному размеру, соответствующему запросам виноградаря, его целям и задачам.

   
При формировании сортового состава виноградника для реализации урожая на рынке, необходимо обязательно учитывать высокие товарные и вкусовые качества урожая, насколько надёжно сорт адаптирован в местных условиях, нет ли у него проблем с опылением, с урожайностью, достаточно ли он устойчив к болезням, пользуется ли его урожай устойчивым спросом на рынке и т.п.
    
Для формирования конвейера для рынка, необходимо обязательно сделать анализ по спросу, предложению и ценам на виноград на протяжении виноградного сезона для вашей конкретной местности и для рынка, на котором вы планируете реализовывать ваш урожай винограда. Только такой анализ позволит вам правильно подобрать сорта по срокам созревания урожая и выяснить количество кустов с разными сроками созревания, которое необходимо иметь на вашем винограднике.

   
Высокий спрос и самые высокие цены реализации на виноград на старте сезона, потребитель соскучился по вкусу настоящего натурального винограда, которого не было всю зиму. «Всесезонный» виноград из супермаркетов в расчёт не берём, по максимуму заправленный консервантами для длительного хранения, он к вкусу и пользе натурального винограда не имеет никакого отношения.

   
Этот период реализации винограда очень короткий, буквально 8 – 10 дней, затем, хотя и начинают созревать сорта более качественные и высоко товарные и спрос ещё достаточно высокий, но цены неуклонно снижаются.
    
Получается, что спустя всего 10 -12 дней после начала реализации винограда, изза некоторого снижения спроса, более качественный виноград вы вынуждены продавать в меньшем количестве и по более низким ценам. Примерно числа с 18 – 19 августа и до 8 - 10 сентября, рынок перенасыщается виноградом (для моей местности) и наблюдается резкое, буквально «обвальное» снижение цен.

   
В это время в августе у нас вызревают Аркадия, Преображение, Новый подарок Запорожью, Сенатор Бурдака, Фуршетный. Виноград очень товарный, но рынок перенасыщен и реализация весьма слабая. Поправить ситуацию можно только самыми - самыми лучшими сортами, или кишмишами, исключительно высокотоварными, вкусными, желательно с мускатным привкусом, если на них есть спрос.

   
Примерно с 10 сентября и до конца месяца почти глухой сезон, люди винограда уже наелись и занимаются домашними заготовками на зиму, покупают баклажаны, помидоры, огурцы (в это время огурцы берут по очень хорошей цене), картофель и т.п.
    
Кроме того на рынке в широком видовом и ценовом диапазоне представлены груши, яблоки, персики, сливы, малина, смородина и эти фрукты и ягоды успешно конкурируют с виноградом.
    
В это время дачники и бабушки с дедушками, выносят на рынок свой виноград типа изабеллы или винный и отдают его за копейки.
    
С конца сентября и почти весь октябрь, реализация слабая, то чуть лучше, то опять затухает. А вот в ноябре, когда на рынке винограда уже практически нет, спрос на виноград начинает усиливаться, цены растут, а предложение качественного вкусного винограда на рынке начинает явно отставать от спроса.

   
У меня приятель, продавая саженцы винограда, выставляет и образцы гроздей или их фрагментов, чтобы более наглядно продемонстрировать урожай в сортовом разрезе, так вот, его буквально «просто достают»: «продай, да продай», причём сорта и не очень «крутые» и не совсем новые: Фламинго, остатки Талисмана, Анюта.

   
Если проанализировать спрос на виноград и цену его реализации в каждый период виноградного сезона, то получается, что выгоднее всего иметь сверх ранние сорта и очень ранние, примерно процентов 30 - 40 на винограднике, затем очень ранние и ранние сорта процентов 15 - 20, ранне средних достаточно совсем немножко, процентов 10, а вот средних и поздних тоже побольше, как и сверх ранних.

    
Причём желательны поздние сорта, которые хорошо хранятся в срезке, но и естественно, чтобы они способны были гарантированно вызревать в вашем регионе. Когда на улице уже морозец, то и спрос и цена на виноград будут на высоте.

    
Теперь, что касается массы гроздей и ягод. По ягодам тенденция однозначная, чем крупнее ягоды, тем охотнее такой виноград покупают. Сколько бы я не вывозил на рынок урожай Боготяновского, с его ягодами 28 – 30 г., всегда продавал все грозди, несмотря на «глухой сезон».

    
С размерами гроздей ситуация двоякая, к гроздям массой 1 кг и больше, очень много внимания, восторженных оценок, восхищения, но для столь тяжеловесных гроздей нужен исключительно специфический покупатель: элитный винограддля элитного покупателя. Или для рядового покупателя, но только когда у него важное или торжественное праздничное событие и виноград нужен как яркий акцент при украшении праздничного стола.

    
Самыми востребованными являются грозди массой 500 – 700 г., при этом у большинства покупателей появляется возможность выбрать несколько гроздей разных сортов и сравнить их вкусовые качества.

     
Если проанализировать сорта винограда, которые хорошо продаются на рынке в моём регионе, то это: Каталония, Гордей, Атос, Ливия, Дашуня, Сфинкс, Валёк, Вива Айка, Новочеркасский Красный, Преображение, Зарница, Новый Подарок, Желанный, Ландыш, Боготяновский, Анжелика, Лорано, Атаман Павлюк, к/ш Велес, к/ш Столетие, к/ш Юпитер, к/ш Реа.


                                                                                                                                                                                                                
апрель, 2018 год.



    
На главную страницу.

Виноградный конвейер и сорта для рынка.
Атаман Павлюк
Боготяновский
Гордей
Дашуня